Санитарная авиация спасает жизни

Вертолет, заступивший на службу санитарной авиации в первые рабочие дни нового года, прошел боевое крещение. Новый Ми‑8, оборудованный всем необходимым для оказания экстренной помощи прямо в воздухе, выполнил уже семь вылетов в районы края. С новой техникой, а также особенностями работы Хабаровского территориального центра медицины катастроф познакомились депутаты краевого парламента.

Как отметила Ирина Штепа, председатель постоянного думского комитета по социальной защите населения и здравоохранению, последние годы развитию санитарной авиации уделяется значительное внимание. В 2016 году стартовал приоритетный проект Министерства здравоохранения Российской Федерации «Развитие санитарной авиации». Хабаровский край, кстати, в числе 34 субъектов страны, вошедших в этот проект. К 2019 году, когда он будет завершен, должно вырасти не только количество вылетов в труднодоступные районы, но и число новых медицинских вертолетов отечественного производства, а также число вертолетных площадок.

- Мы постоянно отслеживали ситуацию в крае и ждали, когда эта программа заработает. Более того, к нам поступают обращения граждан по поводу работы скорой помощи, поэтому в плане нашего комитета на 2018 год запланировано рассмотрение этого вопроса, — отметила Ирина Штепа. — Санитарная авиация — важнейший аспект этой работы. Ведь для многих жителей края это единственный способ получить экстренную медицинскую помощь.

Встреча прошла при участии Юрия Матвеева, вице-спикера краевого парламента, и Наталии Пудовкиной, председателя постоянного думского комитета по бюджету, налогам и экономическому развитию. Экскурсии на вертолетную площадку малого аэропорта АО «Восток», где базируется вертолет, предшествовал долгий и подробный разговор депутатов с руководством и сотрудниками Хабаровского территориального центра медицины катастроф. О его работе гостям очень подробно рассказал главный врач центра Павел Курнявка.

- Изначально центр создавался для экстренной медицинской помощи и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Это остается приоритетным для нас и по сей день, — подчеркнул он. — Сегодня мы работаем в нескольких направлениях. У нас есть повседневная работа — плановые задачи, аналитика, порядок оказания помощи, прогнозирование ситуаций. Одно из ведущих направлений — санитарная авиация. То есть то самое оказание экстренной помощи с использованием воздушных судов или автомобилей. И собственно работа в чрезвычайных ситуациях.

Читайте также  Из отдаленных районов области в Тверь вертолетом доставили трех пациентов

Сейчас, по словам Павла Курнявки, около 80 процентов вызовов приходится на межбольничную эвакуацию. На службе у центра помимо нового Ми‑8 сегодня девять реанимобилей, оборудованных всем необходимым. Если пациент находится не дальше, например, Троицкого и его состояние позволяет транспортировать по земле, то используются автомобили. При более дальних расстояниях и сложных случаях — вертолет.

- Мы располагаем отделением экстренной медицинской помощи с оперативным отделом. В штат центра входят 62 человека. Чаще всего бригада состоит из врача-реаниматолога и медсестры-анестезиста, — продолжает главный врач. — При необходимости привлекаем других специалистов. У нас заключены договоры практически со всеми районными больницами и ведущими медицинскими центрами. В Хабаровске свои отделения экстренной помощи есть также в перинатальном центре и детской краевой больнице. Но организация и подготовка вылета всегда проходит через центр медицины катастроф.

Во время разговора депутаты акцентировали свое внимание на нормативах работы: когда вертолет должен вылететь и за сколько добраться до пункта назначения, как принимается решение о вылете бригады. Наталия Пудовкина спросила о степени включения телемедицины, отметив, что для жителей отдаленных районов края это особенно важно.

- В 2017 году провели около 474 видеоконференций, — ответил Павел Анатольевич. — У нас налажена связь со всеми районными больницами, оборудованными необходимой техникой. В основе принятия решения о вылете бригады лежит решение консилиума. В обсуждении принимают участие больница, которая отдает пациента, — ее специалисты отчитываются о принятых мерах, принимающая больница и наши специалисты, которые должны оценить, насколько пациент транспортабельный. При этом все конференции записываются.

В случае необходимости бригада должна вылететь в течение часа. Это время необходимо для запуска, прогрева, заправки техники. По итогам 2016 года центр медицины катастроф организовал 451 вылет, в 2017 году — уже 577. Увеличение объема оказанной экстренной помощи связано с новым требованием президента России В. Путина усилить работу по снижению смертельных случаев от инфарктов и инсультов, когда требуется неотложная медпомощь и время ее оказания имеет огромное значение. Был расширен перечень показаний для вылетов.

Читайте также  Спецборт МЧС России осуществил санитарно-авиационную эвакуацию тяжелобольных граждан из Тюмени в Владикавказ и из Грозного и Махачкалы в Москву и Нижний Новгород

С особым пристрастием депутаты отнеслись к финансовой стороне. Такой дотошности вопросов не ожидал даже сам главврач центра. «А как вы хотели? Мы утверждаем краевой бюджет, конечно, эта информация очень важна», — ответили депутаты.

- В 2017 году на вылеты потратили 296 млн рублей. Из них 110 млн — средства федерального бюджета, остальные — краевого, — сказал Павел Курнявка. — В этом году общие плановые расходы на санитарную авиацию составят 313 млн рублей, из них 151 млн — федеральные средства и 162 млн — краевые.

И это только общие цифры. Депутаты выяснили стоимость часа полета по каждому направлению — из Хабаровска, Николаевска-на-Амуре, где находится филиал центра, и Охотска. Парламентарии также выяснили, из чего складывается стоимость часа полета, почему она везде разная.

К концу разговора проблемный вопрос поднял и сам Павел Анатольевич. Он обратился к депутатам с просьбой помочь в построении диалога с муниципальными образованиями края.

- Площадки есть практически во всех районных центрах, где-то лучше, где-то хуже. В поселениях мы пользуемся приспособленными площадками. Но нужны подъездные дороги, чтобы не страдали ни пациенты, ни наши бригады.

По этому поводу Ирина Штепа напомнила, что на 2018 год в краевом бюджете определены средства на оборудование вертолетной площадки в Комсомольске-на-Амуре. Она тоже подчеркнула, что важно создание не только площадок, но и условий к их подъездам, подходам. Это, по ее мнению, задача муниципальных образований. Создание таких условий прописано в их полномочиях.

Прощаясь с руководством центра, сотрудниками авиакомпании «Восток», организовавшими экскурсию к вертолету, вице-спикер Юрий Матвеев отметил накопленный опыт и системность работы санавиации края.

- Но нужно не останавливаться на достигнутом, всегда совершенствоваться, — добавил он. — Несмотря на то, что в таких отдаленных районах, как Охотский, Аяно-Майский, Полины Осипенко, Тугуро-Чумиканский, проживает немного людей, но они тоже дальневосточники, жители края, избиратели. На эти территории мы всегда обращаем особое внимание. Их обслуживание в том числе и в плане экстренной медицинской помощи надо постоянно совершенствовать.

Читайте также  Развитие санитарной авиации в Кировской области

- На встречах с избирателями мы рассказывали о приоритетном проекте, направленном на развитие санитарной авиации, — продолжила Ирина Штепа. — Наконец, посмотрели, как идет его фактическая реализация. Ведь он направлен на повышение доступности и качества оказания скорой медицинской помощи в отдаленных территориях. Результаты уже есть. Да, проект затратный, но очень важный. Нет ничего ценнее человеческой жизни. Поэтому здорово, что в Хабаровском крае появился такой вертолет, оборудованный самой современной техникой, что даст возможность спасти не одну жизнь.

About the Author